Главная
   Новорожденный
   Раннее детство
   Дошкольный возраст
   Школьный возраст
   Подросток
 
 



Кризис новорожденности


Кризис новорожденностиПервый критический период развития ребенка - период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у
новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существовавния к форме индивидуальной жизни Это переход от темноты свету, от тепла к холоду, от
одного типа питания к другому Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Кризис новорожденности промежуточный период между внуnриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть.Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивный функциональные системы. (Инстинктивные системы - это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает
заранее зaданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта Все складывается при жизни В этом и заключается биологическая сущность
иесномощности Потеря инстинктивных форм поведения происходила на протяжении сотен тысяч лет, она чрезвычайное благо, расширившее возможности развития. Дж. Брунер отмечал, что эволюция приматов основана на отборе в направлении все более отличиюльного паттерна незрелости, благодаря именно
такому направлению отбора стала возможной более гибкая адаптация нашего вида.

Как же современная наука отвечает на вопрос о сущности и значении незрелости новорожденного для дальнейшего развития человека?

Рассмотрим сначала возможный ответ на этот вопрос с позиции антропологии Благодаря антропогенезу не только возросли возможности развития, но и изменился его тип Выдающийся советский антрополог Я Я Рогинский подчеркивал значение в эволюции гоминид ломки автоматизмов их
поведения. По мнению Я Я Рогинского, ломка автоматизмов требовала "в виде компенсации" способности к предвидению будущих ситуаций, тем самым она толкала на поиски путей, которые делал и подобное предвидение возможным.

Я. Я. Рогинский разработал концепцию о двух поворотных пунктах в эволюции человека современного типа. Первый поворотный момент соответствует началу, лишь самому первому появлению социальных закономерностей, второй установлению их полного безраздельного и окончательного господства в жизни
человека" В результате первого поворота возникло новое качество в виде производственного коллектива древнейших людей Можно даже сказать, что в результате этого скачка и возникло само человечество "Следует представить себе новое качество,писал Я. Я Рогинский, как еще слабый росток,
перспективная мощь которого была огромна, реальная же сравнительно невелика, так как уровень развития трудовой деятельности еще зависел от физической организации людей" Таким образом, в этот период антропогенеза действовали как биологические, так и социальные закономерности .Я Я Рогинский особо подчеркивал, что качественно новое во вюром поворотном периоде заключалось в появлении новой формы устройства общества, новых способов сотрудничества и средств общения, они " полностью сводили на
нет пережитки стадных отношений и открывали собой эру действительного господства социальных законов". Только homo sapiens сумел построить такую общественную жизнь, в которой отбор на видовые биологические качества оказался устраненным Новое победило только с приходом сформировавшегося
человека Я. Я. Рогинский считал, что все первобытные коллективы этого нового вида стали в огромной степени зависеть от исторических условий своего развития, и это нивелировало влияние биологических особенностей каждого из них. Я. Я. Рогинский делает важный вывод о том, что "...все коллективы, ныне
входящие в состав человечества, обладают в полной мере теми свойствами, которые необходимы и достаточны для безграничного развития производительных сил без каких-либо изменений наследственной природы. этих коллективов".

Основным биологическим итогом антропогенеза стало прекращение морфологической эволюции человека. Тем самым, биологический процесс, формировавший homo sapiens, как бы самоустранился "Совершился полный и окончательный переход к подлинно человеческой истории", писал Я. Я. Рогинский.

Коренные изменения форм поведения животных, по Я.Я. Рогинскому, связаны с эволюцией их органов. "Человек в этом смысле исключение в органическом мире, так как, оставаясь почти неизменным по своей анатомической структуре, он глубочайшим образом в ходе своей истории изменил и содержание и форму
своей деятельности", отмечал он.

Интересно, какой ответ на тот же вопрос о сущности и значения беспомощности можно найти с позиции морфологии человека? Что собой представляет мозг новорожденного ребенка? В науке среди прочих давно и весьма перспективно разрабатывается архитектоническии подход к изучению мозга человека. Его суть, с точки зрения одного из последователей этого подхода В. Кесарева, состоит в следующем.
Доречевой период и ходьба
В стадии развития ребенка, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии человеческого развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой , деятельности
Акт хватания
Акт хватания это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки
Периоды младенчества
Периоды младенчества
Период младенчества состоит из двух подпериодов: I подпериод до 56 месяцев, II подпериод от 56 до 12 месяцев
Методы воспитания детей в детских домах
Методы   воспитания   детей   в   детских   домах
Методы воспитания детей в детских домах разрабатывались в Государственном методологическом институте Домов ребенка
Психическое развитие
Наблюдая развитие детей в современных закрытых детских учреждениях, венгерский педиатр Э. Пиклер обнаружила новые симптомы госпитализма
Социальная ситуация общей жизни ребенка
Социальная   ситуация  общей   жизни  ребенка
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности непосредственного эмоционального общения ребенка и матери
Психологическое единство ребенка и матери
Психологическое  единство ребенка  и  матери
Психологическое единство ребенка и матери еще должно появиться
Антропогенез человека
В ходе антропогенеза между человеком и его природной среде вклинивается система общественных отношений и благодаря этому происходит систематическое торможение инстинктивного отношения к предметам, удовлетворяющим потребности
Уровень развития нервной системы
Уровень развития нервной системы основном определяется сложностью строения нервных элементов
 
Путеводитель    Рекламодателям